Click to order

По страницам истории морпорта города Сочи


Со времен основания форта Александрия (будущего города Сочи) в 1838 году, связь с другими городами побережья осуществлялась большей частью морским путем, однако первые причалы начали строить только с 1872 года. До этого времени суда стояли или в устье реки Сочи или на рейде в море. Пассажиров и их багаж доставляли к судам лодками, с которых по трапам и веревочным лестницам они поднимались на борт судов. В плохую погоду высадку и посадку пассажиров, погрузку грузов выполнять было невозможно. Зимой и вовсе суда не приходили. Поэтому прибытие парохода представляло собой большое событие. Он привозил новости, гостей, запасы продовольствия, товары первой необходимости.


Во второй половине XIX века на побережье Черного моря появились отделения агентства Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), которые занимались морским перевозками и транспортировкой грузов. По инициативе этого Общества в Сочи был построен причал на сваях и первые портовые сооружения. Однако причальные сооружения, построенные в этот период, неоднократно разрушались во время штормов.


В начале XX века Сочи становится модным курортом, чему во многом способствовала Первая Мировая война, лишившая русских курортников традиционных мест отдыха в Европе. Встала острая необходимость строительства порта.


С начала 1930-х годов Сочи превращается в главный курорт Советского Союза. На своей даче в Зелёной Роще часто любил отдыхать Иосиф Сталин, поправляя здоровье целебным сочинским климатом.


К концу 1930-х годов в порту был оборудован эллинг для подъема катеров, здание судоремонтных мастерских, грузовой склад и помещение для грузчиков. Возведено временное деревянное здание пассажирского павильона. Однако начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная Война прервала все работы.


К 1955 был выстроен новый причал и открыто историческое здание морского вокзала — настоящее произведение архитектурного искусства, главная достопримечательность и визитная карточка города. Авторы проекта известные архитекторы Каро Алабян и Леонид Карлик.


Комплекс состоит из двухэтажного здания и галереи, имеющей Г-образную форму.


В здании есть внутренние дворики с небольшими фонтанами. Открытые площадки двориков проектировались с учетом климатических условий. На них и сейчас располагаются столики кафе, посетители которых дышат морским воздухом и любуются чудесным пейзажем.


В центре находился зал ожидания. Это просторный светлый зал, щедро украшенный лепниной и росписью, чугунным литьем и картинами, часами и цветной керамикой. Анфилада бело-мраморных колонн, богато украшенных орнаментами, придает всему строению строгий, но светлый и легкий облик.

Купол здания представляет собой башня с 71-метровым шпилем. Наконечник венчает орден Великой Отечественной войны первой степени в форме звезды.


Первый ярус украшают пятиметровые женские фигуры, которые олицетворяют времена года. На втором ярусе — мужские фигуры, символизирующие стороны света.


Скульптуры третьего яруса башни морского вокзала находятся на высоте 35 метров и представляют собой резвящихся дельфинов — обитателей Черного моря. Все элементы были выполнены известным скульптором В.Ингалом.


Завершает комплекс Морского вокзала великолепный фонтан. В сквере, в котором разбиты розарии, растут пальмы и гималайские кедры, находится фонтан с 7-метровой чашей. В центре чаши — женская фигура, олицетворяющая Навигацию. В одной руке у нее кораблик и лоция, а второй рукой она останавливает волнение моря, желая морякам счастливого плавания.


Сочинский морпорт навсегда запечатлен в известнейшем фильме режиссера Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Именно здесь, у причала Морского вокзала в 1968 году снималась сцена прощания Семена Семеновича со своей семьей перед путешествием на борту «Михаила Светлова».


Работы по масштабной реконструкции морского порта в Сочи к Олимпиаде-2014 шли более трёх лет. Начался новый этап в его развитии. Акватория порта значительно улучшилась, территория увеличилась в два раза, отстроены причалы и понтоны, была проведена огромная работа по преобразованию в прекрасную Sochi Grand Marina. Акватория стала полностью безопасной и защищенной от штормов.


Если ранее большие суда были вынуждены стоять на рейде в километре от порта, а пассажиров доставляли на берег на катерах, то теперь яхтенный порт Sochi Grand Marina способен легко принимать на стоянку до 300 судов с комфортом и безопасностью.


А обновленный морской вокзал может одновременно вмещать до пяти судов, в том числе два лайнера длиной более 300 метров, рассчитанных на 3,5 тысячи пассажиров. Ежегодно всеми судами порта перевозится более двух миллионов пассажиров, совершаются круизы по бассейнам Черного и Средиземного морей. Армада из самых больших судов из разных стран, включая российские «Крузенштерн», «Херсонес», «Мир», «Надежда», «Седов», пришвартовывались в обновленной гавани Сочи.